ГлавнаяНовостиСело Борч. Рутульский район. Дагестан

Глава села Борч

Абдуллаев
Джафер
Мехралыевич

Дорогие друзья,
уважаемые гости!
Я рад приветствовать Вас на
официальном сайте села Борч

Октябрь20

Нравится ли Вам наше село?

Село Борч. Рутульский район. Дагестан

Село Борч. Рутульский район. Дагестан

Село Борч. Рутульский район. Дагестан.

Борч (рут. Быч)[1] — село в Рутульском районе Дагестана. Входит в Борчское сельское поселение.

Село расположено на высоте 2300 м. над уровнем моря, в долине реки Ахтычай, в 12 км к юго-востоку от села Рутул.
Борч — древнее рутульское село, входившее в Рутульское вольное общество. В середине XVIII века села Борч и Хнов формально входили в Ахты-пару, но фактически были самостоятельными сельскими общинами со своими органами управления.[4][5]… В XVI-XVII вв. Хновское (вместе с Борчинским) вольное общество, как и другие рутульские вольные общества, хотя и сохраняли свою независимость и управлялось аксакалами. Борч и Хнов никогда не подчинялись Рутулу, так как Борч и Хнов являлись вольными обществами.Не раз борчинцы и хновцы отстаивали свою независимость от Ахтыпары. Борч, как и Хнов продолжал управляться своими выборными старшинами – "кевха"("кевха","кёхды" — от рут. старший). Кевхами становились обычно богатые и влиятельные рутульцы. В начале XIX в. в вольных обществах Самурской долины утвердилась власть Российской империи, но рутульцы в числе других народностей оказали сопротивление царским войскам. Но вскоре, уже в 1812 году представители общества долины Самура, кроме рутульцев, подписали с генерал-майором Хатунцевым договор о вступлении их под покровительство России и согласились платить дань. Эти "вольные" общества номинально считались под контролем коменданта г.Кубы.[6]. В 1839 году Борч вошёл в состав Российской империи и административно входил в состав Самурского округа Дагестанской области. В 1886 году в Борче проживало 2290 человек.[7][8] С 1928 года в составе Рутульского района.

В 30-х годах и послевоенные годы Борчинское население начало переселятся в селения Шин, Шорсу (Шекинский район Аз.ССР, более 70 хозяйств), Хырса (Кахский район Аз. ССР, более 80 хозяйств), город Шеки (около 150 хозяйств), Дашюз (50-60 хозяйств), Аг-Булак (15-20 хозяйств). В 70-е годы около 60 хозяйств из Борча переселились в Бабаюртовский район (совхоз «50-лет ДАССР»).

В настоящий момент в селе проживает около 17 человек, от исторического Борча остались только развалины. Но в прошлом это было красивейшее село, расположенное центре альпийских лугов[9].

 

Село очень древнее. Датировка основания уходит к периоду не позже образования Кавказской Албании, возможно и ранее.

Старый аул Борч находился 8 месяцев в году в полной изоляции: выпадал снег и перевалы становились не проходимы.
Для ландшафта характерно полное отсутствие лесного покрова, деревьев, кустарников. Только травяной покров, снега и ледники
По языку борчинцы относятся к рутульцам. По образу жизни, характеру, быту существенно отличаются от рутульцев. По культуре, традициям они ближе к цахурам (йихъийцам). И диалект (борчско-хиновские языковые особенности) смыкается с цахурским, а в ряде случаев — с будухским и крызским языками лезгинской языковой группы.

Борчинцы по своей природе практичны и наделены аналитическим умом, демократичны. Женщина-борчинка пользовалась особым уважением. Она никогда не закрывала лица, не носила чадру, свободно выражала свою волю. В каждом роде, тухуме выделялись женщины-наставницы. Девочки в возрасте 10-15 лет проходили обучение у наставниц. Юноши и девушки имели возможность ближе знакомиться на вечеринках, устраиваемых наставницами перед свадьбой. Девушки выходили замуж в 15-16 лет, юноши женились в 17-19 лет. Дальнейшую школу жены и хозяйки невестка проходила у свекрови. И здесь действовали свои традиции: свекровь относилась к невестке как к родной дочери, передавала ей свой жизненный опыт. Женщина становилась главным лицом в семье: она постоянно дома, с детьми. Отношения, климат в кланах определяли также женщины. И еще: женщина-борчинка никогда тяжелым трудом не занималась. Однако в случае надобности заменяла мужа по хозяйству, выполняя и мужские обязанности. В характере борчинки много от легендарных амазонок — свободолюбивых и воинственных женщин. Такая женщина давала и здоровое потомство.

В настоящий момент село нежилое. Жители переместились в более благоприятные в климатическом плане районы.